Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето! Сценарий мероприятия для детей 6-11 лет (разработан в рамках акции уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области «Добрая вода» по профилактике опасного поведения детей на водоемах Волгоградской области)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вот уже на протяжении нескольких встреч мы говорим с вами о воде, и, главное, о том, что нужно делать, чтобы вода из доброго, ласкового друга не превратилась в злого врага. На прошлых занятиях мы изучили правила безопасного поведения на водоемах в осенний, зимний и весенний периоды. Сегодня поговорим о безопасном поведении на воде летом. Вы любите лето? Почему? (ответы детей: летом тепло, ярко светит солнышко, можно отдыхать на свежем воздухе, загорать и купаться в водоемах) Ведущий: Действительно, совсем скоро наступит лето, а вместе с ним долгожданные каникулы – время отдыха и развлечений, время пополнения сил и здоровья. Согласитесь, приятно солнечный, жаркий, летний день провести у реки, озера или моря, поплескаться, поплавать и позагорать на теплом песочке. Сколько песен, стихотворений написано об этом замечательном времени, беззаботной летней поре, об отдыхе на воде! Вот послушайте!
И стоит жара.
Е. Панкратова
Солнце светит, солнце жарит,
У реки проводят дни. И. Авенберг Ведущий: Ребята, вы любите купаться? А умеете плавать? (ответы детей) Ведущий: Немного умеете? Что ж, это хорошо! Умение плавать, держаться на воде необходимо каждому человеку. Еще в древности люди, например, древние греки, считали, что нужно ребенка научить плавать раньше, чем ходить. И это правильно! В мире вода каждый год уносит около 300 тысяч человеческих жизней, а в России от 15 до 20 тысяч человек, из которых от 2,5 до 3 тысяч – дети. Конечно, никто не представляет себе летнюю жизнь без плавания, а уж дети в особенности, и каждый старается не думать о плохом, но, к сожалению, не все осознают, что для того, чтобы не испортить себе отдых, необходимо соблюдать определенные правила безопасного поведения на воде. Эти правила появились еще в XIX веке, когда в 1872 году в России было организовано Общество спасения на водах. Только с тех далеких пор почему-то далеко не все следуют правилам безопасности. А ведь зачастую от соблюдения этих правил зависят жизнь и здоровье людей. Подскажите, какие правила поведения у водоемов летом знаете вы? (ответы детей) Ведущий: Молодцы! Вы знаете многие правила, но давайте по порядку. Первое и главное правило для детей вашего возраста: Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых, например папы, мамы или старшего брата. Как вы думаете, почему? (ответы детей: под присмотром взрослых с детьми не случится беда) Правило два: Нельзя купаться в незнакомом месте. Дно реки может таить в себе много опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, об которые можно порезаться, глубокие ямы. Водоем может быть загрязнен, и микробы, попавшие на кожу, в рот или нос, могут вызвать серьезное заболевание. Третье правило: Нельзя нырять в незнакомых местах, особенно там, где не видно дна. Можно попасть на камни или другие опасные предметы в воде. Можно запутаться в рыболовных сетях, зарослях водных растений (кувшинок, водорослей). Ведущий, подытоживая ответы детей: Кто знает, что нужно делать, если вы запутались в водорослях? (ответы детей) Ведущий: Действительно, часто встречаются заросшие, плохо очищенные от водорослей водоемы: пруды, озера, реки. Это очень опасные места купания. Как только почувствуете, что к ногам начали липнуть водоросли и мешают плыть – не останавливайтесь и не барахтайтесь на месте. Беспорядочно перебирая ногами, вы запутаетесь еще больше. * Резко отталкивайтесь обеими ногами, стараясь освободиться. * Если сразу это сделать не удалось, трите поочередно одной ногой о другую, скатывая с них водоросли. * Не ныряйте, иначе водоросли могут опутать шею. * Освободившись, плывите осторожно, стараясь меньше шевелить ногами, пока не минуете опасного места. Запомните еще одно правило: На больших водоемах – на море, широких реках, озерах – можно купаться в строго отведенных местах, ограниченных буйками (поплавками-ограничителями). Ведущий: Помните, что ни в коем случае нельзя заплывать за буйки! Как вы думаете, почему? (ответы детей) Ведущий: Правильно, заплыв слишком далеко, вы можете устать, а после запаниковать и пойти ко дну. А еще есть риск попасть под проплывающие мимо суда. Течение, которое возникает возле идущего судна, засасывает к нему и под него. Приближение к судну очень опасно и влечет за собой получение различного рода травм.
Ведущий: К счастью, не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоема, но и люди специальных профессий – водолазы, спасатели, которые работают на специально оборудованных пляжах.
Вот послушайте стихотворение «Рассказ водолаза»: Глеб Иваныч, водолаз, В день нырял по двадцать раз… Спас он двести сорок взрослых И детей три тыщи спас. У него медаль и орден, Но махнул он на медаль: «Если кто-нибудь утонет – Это будет очень жаль. Целый день сижу на вышке – Хулиганят ребятишки: То воюют на плотах, То нырнут не в тех местах, Заплывают за буйки И идут на дно реки… Я искал бы лучше клад! Рыбу я ловить бы рад! Но в реке заместо рыбы Должен я ловить ребят… В общем, я скажу всем так, Что купанье – не пустяк!» Так закончил свой рассказ Глеб Иваныч, водолаз. [3]. Ведущий: Глеб Иванович прав. Купанье на водоемах – не пустяк, и шалости на воде недопустимы – игры и шутки здесь тоже должны быть безопасными. Например: * Нельзя дергать друг друга за ноги и руки, нельзя топить даже в шутку и ради забавы. * Недопустимы игры с удержанием «противника» под водой, потому, что он может захлебнуться. Вы должны знать, ребята, что достаточно 10 секунд, чтобы легкие человека полностью наполнились водой и тогда спасти человека уже не смогут даже обученные спасатели. * Игры в «морские бои» на лодках, как и раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт опасны тем, что судно может перевернуться. * Нельзя плавать на самодельных плотах и других плавательных средствах (надувные круги, матрасы, автомобильные шины и др.) без сопровождения и разрешения взрослых. Тем более нельзя плавать на совершенно непригодных для этого предметах. В Англии, например, проводятся шуточные соревнования: кто переплывет через Ла-Манш на каком-либо странном предмете. И на чем только не плавают: на корыте, на столе и даже в тазике. И, несмотря на то, что пролив пытаются переплыть подготовленные люди, причем в обязательном сопровождении наблюдателей и спасателей, очень мало кому это удается. Чаще получается так, как описано в шутливом стихотворении С. Я. Маршака:
Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз, Длиннее был бы мой рассказ.
Ведущий: Ребята, чему нас учит это стихотворение? (ответы детей: Нельзя плавать на предметах, не предназначенных для этого). Ведущий: Правильно. Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось несчастье. Но если все-таки что-то произошло, и на ваших глазах кто-то тонет, не стоит сломя голову бросаться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому. Ну, а что же тогда делать? Вот послушайте:
Если в речке тонет друг, Если он идет на дно, Кинь ему веревку, круг, Палку, мяч или бревно. [3]. А что же надо делать в первую очередь? (ответы детей: Сразу надо кричать: «Человек тонет!» – чтобы привлечь внимание взрослых. Кинуть тонущему какой-либо предмет, который до него долетит и поможет удержаться на поверхности воды). Ведущий: Молодцы! Все правильно. Если возможно, то надо помочь человеку. Но помните, если вы плохо плаваете, не уверены в своих силах, то не заходите в воду. Иначе спасать придется уже двоих.
Ведущий: Но вам не придется рисковать своей жизнью, если вы купаетесь в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях, где за вами наблюдают специально обученные люди и есть все средства для спасения и оказания первой помощи. Ребята, помните: 80 процентов несчастных случаев происходит в местах, не предназначенных для плавания.
Заключение Ведущий: Итак, друзья, подведем итоги. Сегодня мы говорили о правилах поведения на воде в летний период, о том, как не превратить отдых на воде в трагедию. Послушайте напоследок еще одно стихотворение «Чудаки» и скажите, что его герои делали не так? У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки. [3].
Ведущий: Какие ошибки допустили чудаки? Чем закончился их отдых у воды? (ответы детей: Они нарушили правила безопасности и утонули). Ведущий: Чтобы вас не постигла та же участь, надо соблюдать правила безопасного поведения на воде в летний период, во время долгожданных каникул. Возьмите, пожалуйста, памятки «Правила безопасного поведения на воде летом», и, главное, выполняйте эти правила. Удачных вам каникул и приятного отдыха летом. До свидания, берегите свою жизнь. Приложение
Памятка «Правила безопасного поведения на воде летом»: 1. Купайся только в специально оборудованных местах (пляжах, бассейнах, купальнях). 2. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые. 3. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу). 4. Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.). 5. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать. 6. Не ныряй в незнакомых местах. 7. Не заплывай за буйки. 8. Не подплывай близко к судам. 9. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить. 10. Не заплывай далеко на надувных предметах. 11. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт. Не подвергай свою жизнь опасности!
Список литературы
1. Гладкова, А. Вода – это жизнь / А. Н. Гладкова // Открытый урок. Методики сценарии примеры. – 2013. – №3. – С.78 - 82. 2. Моисеева, А. Вода вокруг нас / А.И. Моисеева // Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №4. – С. 60 -61. 3. Правила поведения на воде: классный час. – Режим доступа: https://infourok.ru/klassniy-chas-pravila-povedeniya-na-vode-938484.html. 4. Соловьева, И. День волшебной воды: беседа / И. Соловьева // Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №4. – С. 57 -60. 5. Хлупкина, Л. Речки, реки и моря на земле живут не зря / Л.А. Хлупкина // Читаем, учимся, играем. – 2002. – №1. – С. 72 -74.
Составитель Краснова Марина Викторовна, заведующая сектором читального зала отдела обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов ВОДБ.
|
|