Что такое инклюзивное образование?

03.08.2015        

      Инклюзивное (франц. Inclusif) - означает «включающее в себя». Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
        Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
   Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
      Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
     1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

     2. Каждый человек способен чувствовать и думать

     3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

     4. Все люди нуждаются друг в друге

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

     6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

      7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

       8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

       Включение – это не интеграция:
1. Включение – это больше, чем интеграция
2. Молодые люди учатся вместе в обычной школе
3. Специалисты приходят помогать детям
4. Обычные школы изменяются
5. Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
6. Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
7. Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
8. Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
9. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

     Включение – это:

1. НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
2. НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
3. НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
4. НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

     Основные принципы инклюзии

     Инклюзивные сообщества:
1. Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
2. Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

   Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
     Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
1. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
2. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
                

       Важные составляющие инклюзии:

1. Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
2. Всесторонне планируйте инклюзию
3. В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
4. Включайте родителей
5. Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
6. Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
1. Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
2. Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
3. Фокусирование не на целях, а на действиях
4. Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
5. Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
      

         Существующие барьеры:
1. Архитектурная недоступность школ
2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
3. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

           Законодательные ресурсы:
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
4. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
5. Конвенция ООН о правах ребенка

         Правила инклюзивной школы:
1. Все ученики равны в школьном сообществе
2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
3. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
4. Планируется и проводится эффективное обучение
5. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
6. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
7. Семьи активно участвуют в жизни школы
8. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

        Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
1. Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
2. Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
3. Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
4. Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
5. Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
6. Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
1. он достаточно гибок,
2. ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
3. он уважает индивидуальные различия
4. он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
5. он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
6. он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

         Результаты инклюзии:
1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
3. Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
7. Существуют процедуры оценки эффективности

        В заключение:
1. Инклюзивные сообщества включают:
1. Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого"
2. Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
3. Возможность для каждого быть успешным
2. Социальные изменения:
1. Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
2. Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
3. Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта
4. Действие отличается от убеждений и теории!


Возврат к списку


Уполномоченный
по правам ребенка
Болдырева
Нина Николаевна

Горячая линия

(8442) 30-84-64

(8442) 30-84-66

Сообщайте нам
о фактах нарушения
прав детей

Контакты

Фотогалерея