Вкус жизни

Скачать                                                  

Вкус жизни….

Составитель: Клейн Ольга Михайловна,

заведующая отделом обслуживания учащихся 5-9 классов

ГКУКВО «ВОДБ»

СЛАЙД 1

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о самом ценном, важном и дорогом, что есть у каждого человека.

Как вы думаете, о чем? Поделитесь своими мыслями.

Ответы детей.

Ведущий: Конечно, речь пойдет о жизни. Великое счастье – жить, наслаждаясь каждым мгновением, каждым моментом, каждым мигом.

Мы живем в большом и необъятном мире. И чтобы его познать, нужна долгая и насыщенная событиями жизнь. А «начинка» этой жизни зависит только от вас. Сейчас вы можете выражать себя, занимаясь творчеством, посещая спортивные секции, кружки и занятия. Потом вместе с необъятным багажом знаний вы вырастете и, быть может, станете знаменитым ученым или писателем. Или будете покорять сердца людей, играя в театре или снимаясь в кино.

А пока в поисках мечты можно прийти в библиотеку и взять в руки книгу, почувствовав ее волшебство. Книга – портал в миры, где вы можете быть и отважным путешественником, и храбрым мореплавателем, и покорителем горных вершин.

СЛАЙД 2

Ведущий: Вот и сегодня мы вместе с Маленьким принцем, героем одноименной книги Антуана де Сент-Экзюпери, совершим путешествие по планетам, исследуем книжные миры и поймем, какое место занимаем мы в этом мире.

Любите ли вы путешествовать? В каких уголках мира уже побывали? Какие города России увидели? И куда мечтаете отправиться?

Ответы детей.

Ведущий: Итак, предлагаем вашему вниманию путешествие, в ходе которого каждый из вас ощутит великолепный вкус жизни.

СЛАЙД 3

Но для начала раскроем вам простую истину:

«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Как вы понимаете эту цитату?

Ответы детей: человек должен не только приводить в порядок окружающий его мир, но, прежде всего, начать с себя, со своего внутреннего миропорядка.

Ведущий: Мир. Какой он? Кем вы себя ощущаете в этом мире? Каким вы видите мир через 20 лет? Кем вы представляете себя в будущем мире?

Ответы детей.

Из ваших ответов можно сделать вывод, что каждый человек – это целый мир.

Мир внутри меня

Ведущий: И стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» это подтвердит.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

СЛАЙД 4

Ведущий: Вместе с человеком уходит и его мир. Возьмем в руки книгу «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери. Там есть удивительный персонаж – полковник Фрилей. Он уже будучи больным человеком, прикованным к постели, открывает мальчишкам маленького городка шкатулку своих воспоминаний. И сразу же оживают миры, спрятанные в памяти. Раздаются залпы огня, голоса солдат, грохот пушек. И дети видят мир глазами полковника. «Машина времени – вы», – замечает главный герой книги Дуглас. А когда старый полковник умирает, Дуглас понимает, что вместе с ним ушли все его миры, все его истории, все люди из его памяти. Так ценен каждый человек.

Ведущий: Помните ли вы истории, которые рассказывали вам бабушки, прабабушки/ дедушки, прадедушки?

Ответы детей.

СЛАЙД 5

Ведущий: Все ваши близкие люди, как и вы, сотканы из воспоминаний. Ваш жизненный опыт еще не велик, но он бесценен. Поэтому так важно беречь себя и людей вас окружающих. А еще важно быть чутким и прислушиваться к себе, слушая голос сердца.

Ведущий: Ребята, вы прислушиваетесь к голосу своего сердца? И что оно говорит?

Ответы детей.

А сердце Маленького принца говорит: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Ведущий: Как вы понимаете эти слова? Что значит нести ответственность?

Ответы детей.

Ведущий: Ребята, каждый из нас несет ответственность. Пока вы маленькие, ее груз не так велик. Вот, например, мечтаете вы о домашнем питомце, а что обычно отвечают на ваши просьбы родители? Что, мол, надо нести за животное ответственность, нужно с той же собакой гулять в любую непогоду, ухаживать за ней, кормить. Короче, нужно быть самым ответственным человеком на свете! А как понять – такой ли ты? Вот и предлагают вам разные «квесты»: ухаживания за цветами, рыбками, хомяками. Проявишь себя – быть тебе хозяином щенка.

В жизни все намного сложнее. Мы несем ответственность не только за цветы, животных, но и за свои поступки, за людей, которых мы «приручили».

Сосуд жизни

СЛАЙД 6

Ведущий: А теперь давайте поговорим о том, чем мы наполняем свою бесценную жизнь.

Ребята, как обычно вы организуете свой день? Чем занимаетесь в свободное время? Совершаете ли вы хорошие поступки?

Ответы детей.

Ведущий: Каждый прожитый нами день – уникален! И мы с вами – художники своего времени, своего настроения.

Отправимся с Маленьким принцем на другую планету, где мы встречаем фонарщика, включающего и выключающего свой фонарь каждую минуту и не имеющего времени на сон (хотя это занятие он любит больше всего на свете). День на его планете длится всего минуту. При этом фонарщик успевает добросовестно делать свою работу. Маленький принц думает: «Он (фонарщик) – единственный из тех, кто не кажется мне нелепым. Возможно, потому что он думает не только о себе».

Вы, наверное, замечали, как по-разному может идти время. Порой минуты тянутся бесконечно. Часто время обгоняет нас, и мы никак не можем угнаться за ним. Иногда часы застывают, и кажется, что секунда смогла вместить в себя сразу несколько мгновений.

При этом каждый распоряжается временем сам. Кто-то просто проживает каждый день, как день сурка. А кто-то старается даже мгновение сделать ярким, насыщенным и полезным. Как фонарщик. Ведь он каждый день, пусть тот длится всего минуту, успевает сделать доброе дело.

Ведущий: Хотелось ли вам когда-нибудь остановить время? Есть ли у вас счастливые воспоминания? Если бы у вас была возможность изменить хоть один день в прошлом, какой день вы бы выбрали? Почему?

Ответы детей.

Внутренняя красота

СЛАЙЛ 7

Ведущий: Следующая тема, которую вместе с нами поднимает Маленький принц –КРАСОТА. Но прежде ответьте на вопросы:

Как вы понимаете это слово? Согласны ли вы с утверждение одного классика, утверждающего, что красота спасет мир? Какой бывает красота?

Ответы детей.

Ведущий: Для Маленького принца Роза любима не потому, что она красива, а потому, что для него она «единственная на всем свете». Именно ее он поливал, именно ее он укрывал стеклянным колпаком и не давал гусеницам причинять вред ее лепесткам. «Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю свою душу», – произносит Лис.

Роза прекрасна, но капризна и своенравна. Словно шипами, она ранит Маленького принца словами. И он оставляет свою планету. А после странствий понимает:

«Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом».

Ведущий: Часто ли красота внешняя равна красоте душевной? Можно ли судить о человеке по его внешности? Как приобретается внутренняя красота?

Ответы детей.

Игра в радость

СЛАЙД 8

Ведущий: Ну а сейчас мы поговорим о том, что такое РАДОСТЬ. Каждый из нас с удовольствием поедает мороженое в жаркий день, радуется подаркам на Новый год, приходит в восторг от головокружительных аттракционов.

Какие вещи делают вас счастливыми? Что может вызвать улыбку на вашем лице? Когда вы в последний раз радовались? Как можно порадовать близкого человека?

Ответы детей.

Ведущий: А следующая героиня нашей беседы умеет радоваться даже тогда, когда на душе грустно. Познакомимся с удивительной книгой, называется она «Поллианна», а автор ее – Элинор Портер. Главная героиня книги – десятилетняя девочка Поллианна – самый оптимистичный литературный персонаж. Она, умеющая радоваться даже тогда, когда радоваться нечему и своим примером возвращающая радость окружающим, учит истинным ценностям, объясняет, как правильно и верно жить.

У неё есть игра, которой научил девочку отец. Когда в числе пожертвований в посылке вместо куклы, которую так хотелось получить крохотной Поллианне, оказались костыли, папа сказал ей, что плакать не надо, а надо радоваться тому, что костыли ей не нужны. Поллианна и правда сумела обрадоваться, и с тех пор всегда играла в эту игру, когда ей было плохо. А плохо ей было, увы, слишком часто. После смерти родителей Поллианна переехала жить к своей тете, которая сначала не полюбила девочку. Но Поллианна смогла подобрать ключик к сердцу тети, а еще раньше девочка-радуга покорила сердца слуг, работавших в доме, а потом сердца соседей, а потом и всех жителей города. И всех она научила играть в свою игру, и каждому эта игра помогла справиться с болезнями, неприятностями и обидами.

СЛАЙД 9

Ведущий: Мы предлагаем вам научиться «Игре в радость».

Для примера рассмотрим ситуацию из книги всеми известного русского писателя Валентина Катаева – «Цветик-семицветик». Старушка-волшебница дарит девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки, у которого «было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой». Каждый лепесток обладал волшебной силой – он мог исполнить любой желание. Шесть лепестков Женя потратила очень глупо (можно вспомнить, как). Казалось бы, радоваться нечему, но остался последний лепесточек, которым девочка распорядилась мудро: Женя загадала, чтобы хромой мальчик Витя был здоров.

Ребята, да, этот лепесток был потрачен не на себя, но сколько радости испытала Женя, когда Витя смог поиграть с ней в салки!

Ведущий: Когда делаешь добро другим людям – радуешься вдвойне!


Ситуация

Радость

Проиграли в футбол

Команда получила опыт игры с более сильным соперником

Получил плохую оценку

Буду лучше готовиться к предмету

Опоздал на урок

Отныне буду пунктуальным

Пошел дождь

Будет хороший урожай


Ведущий: Конечно, у каждого из нас есть заветная, порой недостижимая мечта. И замечательно, когда безграничное счастье переполняет нас. Но еще лучше, когда наш день раскрашивают маленькие радости. И главное – научиться их замечать.

Умение чувствовать

СЛАЙД 10

Ведущий: А теперь поговорим о наших чувствах. О том, как мы ощущаем этот огромный, прекрасный мир!

Известно, что у человека есть пять чувств. Давайте вспомним и назовем их.

1.      Умение чувствовать запахи – обоняние

2.      Умение чувствовать пищу – вкус

3.      Умение чувствовать касания – осязание

4.      Умение чувствовать звуки – слух

5.      Умение чувствовать свет – зрение

Эти чувства даны нам с рождения, и мы не замечаем, что счастливы уже потому, что они у нас есть. Поэтому мы должны научиться ценить то, что даровала нам жизнь! Ценить возможность слышать пение птиц, бегать, обгоняя ветер, дышать, вдыхая аромат душистых трав и цветов!

Ребята, давайте погрузимся в мир наших чувств! Мир, дарующий нам великие знания и умения…

Умение чувствовать запахи

СЛАЙД 11

Ведущий: Нас окружает целый мир запахов, включающий в себя как приятные, так и отталкивающие оттенки. Когда запах приятный, его хочется вдыхать и ощущать вновь.

Ребята, предлагаю вам расслабиться и представить, как пахнет новая книга, воздух после дождя, свежескошенная трава, спелое яблоко, ароматная клубника, капризные розы, морская волна.

Подумайте, с какими запахами у вас ассоциируются праздники Новый год, Пасха, Масленица? Вспомните, как пахнет мама. Какие ароматы витают у вас дома, а у бабушки? Какие запахи делают вас счастливыми?

Ответы детей.

Умение чувствовать пищу

СЛАЙД 12

Ведущий: Для того чтобы жить, человеку обязательно нужно кушать. Вы завтракаете, обедаете, ужинаете, устраиваете чаепития и всегда приходите в восторг от пикников. Замечали, что еда на природе всегда намного вкуснее? И, конечно, вам дан дар ощущать различные вкусы. Сладкие, кислые, острые, горькие, соленые и даже вяжущие!

Кто-то без ума от сладкого, а другой откажется от многослойного пирожного в пользу соленого помидора. Есть люди, любящие постную пищу, а есть те, кто творит блюда, используя магию приправ. Каждый из нас особенный и неповторимый, и, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет».

Есть ли у вас любимое блюдо? Какие блюда вы любите кушать по праздникам? Помогаете ли родителям готовить? Что можете приготовить самостоятельно?

Ответы детей.

Ведущий: Замечали ли вы, читая книгу, где есть изысканное описание кулинарных шедевров, или, просматривая фильм, где от изобилия невероятных яств ломится стол, как сильно разыгрывается ваш аппетит?

Мы предлагаем вам прочесть «вкусный» отрывок из книги «Вино из одуванчиков». Так готовит бабушка главного героя:

«Понимала ли она, что наделена особым талантом? Вряд ли. Когда ее спрашивали, как она стряпает, бабушка опускала глаза и глядела на свои руки – это они с каким-то непостижимым чутьем находили верный путь и то окунались в муку, то погружались в самое нутро громадной выпотрошенной индейки, словно пытаясь добраться до птичьей души. Серые глаза мигали за очками, которые покоробились за сорок лет от печного жара, замутились от перца и шалфея так, что, случалось, самые нежные, самые сочные свои бифштексы бабушка посыпала картофельной мукой! А бывало, что и абрикосы попадали в мясо, скрещивались и сочетались, казалось бы, несочетаемые фрукты, овощи, травы – бабушку ничуть не заботило, так ли полагается готовить по кулинарным правилам и рецептам, лишь бы за столом у всех потекли слюнки, и дух захватило от удовольствия. Словом, бабушкины руки, как прежде руки прабабушки, и для нее самой были загадкой, наслаждением, всей ее жизнью. Она поглядывала на них с удивлением, но не мешала им жить самостоятельно – ведь по-другому они не могли и не умели!» [1, с. 142].

Ведущий: Как потрясающе пишет Р. Брэдбери! Кажется, будто мы чувствуем вкус пищи.

А сейчас предлагаем вам такое задание: «приготовьте» любимое блюдо, заправляя его вкусными и аппетитными словами так, чтобы остальные захотели его попробовать.

Пример: «Я хочу приготовить для вас десерт, который подарит вам прохладу зимнего утра в знойный, летний день. Возьмем вкуснейшее сливочное мороженое, накроем его волной нежного, молочного шоколада. Добавим в наше лакомство немного сгущенного молока и клубничного сиропа. Украшением блюда станет ягодка сладкой  вишни и листик мяты».

Умение чувствовать касания

СЛАЙД 13

Ведущий: Мы можем обнять целый мир, почувствовав все многообразие его фактур и материалов! Миллионы предметов окружают нас, и все они абсолютно разные на ощупь.

Представьте, что вы почувствуете, когда дотронетесь до коры дерева, а до змеи? Какая она на ощупь? А что вы ощутите, если прикоснетесь к песку, ко льду, к шелку или шерсти, к морскому камню или медузе?

Ответы детей.

Ведущий: Прикосновения рождают атмосферу настроения. Даже касаясь кожи того или иного человека, которая, по идее, у всех одинакова, мы испытываем абсолютно разные чувства. Когда мы дотрагиваемся до родных, нам приятно, поэтому любимых людей всегда хочется обнимать; а стоит взять за руку чужого человека, мы можем не почувствовать ничего или ощутить отчуждение.

Умение чувствовать звуки

СЛАЙД 14

Ведущий: Даже если медведь наступил вам на ухо, вы все равно обладаете бесценным сокровищем – слухом. Благодаря слуху мы постигаем мир, общаемся, исследуем пространства и осваиваем новые территории. У каждого города есть свой голос, переплетенный из звуков шума машин, сигнализаций, криков мальчишек, лая собак и многого-многого другого. Есть звуки, ласкающие слух, а есть и такие, от которых мурашки по кожи (например, скрип иголки по стеклу). И вы сами вкупе со своим голосом – переплетение различных тональностей и аккордов.

Есть ли у вас любимый музыкальный исполнитель? А направление в музыке? Любите ли вы петь? Нравится ли вам ваш голос?

Ответы детей.

Ведущий: Попробуйте воссоздать звуковую тему леса/ базара/ школы.

Умение чувствовать свет

СЛАЙД 15

Ведущий: Глаза – зеркало души. Благодаря зрению мы любуемся миром, видим всю сочность красок природы, наслаждаемся потрясающими картинами окружающего естества.

Попробуйте сильно-сильно зажмуриться, а потом распахнуть глаза – и мир поразит вас своей яркостью.

К сожалению, с каждым новым годом мы перестаем восторгаться лазурью неба, изумрудом травы, серебром снега. А для человека, только начинающего делать первые шаги в жизни, все восхитительно, все значимо и прекрасно!

Замечали ли вы, как радуются маленькие дети простому одуванчику/солнышку/ сахарным и пушистым облакам? Как поражает их мир, дарующий каждый день новые открытия?

Ответы детей.

А Дуглас – двенадцатилетний герой книги «Вино из одуванчиков» – осознает, какое счастье жить. Жить, ощущая всем существом дыхание природы, сладость родниковой воды, биение собственного сердца!

Станьте первооткрывателем своей жизни. Наслаждайтесь каждой прожитой секундой! Ощущайте жизнь! И цените то, что у вас есть возможность чувствовать и быть счастливыми.

Одиночеству – нет!

СЛАЙД 16

Ведущий: Но если вам иногда кажется, что вы одиноки и никого нет рядом, не печальтесь, не огорчайтесь и не озлобляйтесь. Начните с себя: настройтесь на волну позитивного настроения, найдите интересное увлечение, которое поможет обрести хороших и верных друзей.

Помните: что бы ни случилось в этой жизни, вы должны твердо стоять на ногах и сохранять внутреннее равновесие и точку опоры. И примером этой стойкости может служить не только Стойкий оловянный солдатик, а десятки литературных персонажей, взять того же Гарри Поттера или Фродо Бэггинса.

Никто не может отнять у вас счастье быть хорошим другом, хорошим сыном/дочерью, хорошим человеком.

Ведь счастье только в ваших руках. Сияйте от счастья! Настраивайте себя только на позитивную волну!

Старайтесь помнить только хорошее, радостное и светлое. Именно вы формируете свой багаж знаний, свою копилку воспоминаний, свои мысли, рождающие дела и поступки. И только от вас зависит ваше счастье и ваше место в мире.

А еще… больше обнимайтесь! Ученые утверждают, что для того, чтобы чувствовать себя счастливым, человеку нужно не менее пяти объятий в день.

СЛАЙД 17

Ведущий: Предлагаем вам провести минуту объятий (все обнимаются).

СЛАЙД 18

Список литературы:

1.      Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков / Р. Брэдбери, пер. с англ. –

2.      Катаев, В. П. Цветик-семицветик / В. П. Катаев. – Москва: Стрекоза-пресс, 2006. – 63 с.

3.      Портер, Э. Поллианна / Э. Портер. – Москва: АСТ; Астрель, 2002. – 320 с.

4.      Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент-Экзюпери, пер. с фр. Н. Галь. – Москва: ЭКСМО, 2011. – 112 с.

Электронные ресурсы:

1.      Евгений Евтушенко «Людей неитересных в мире нет» (Русская поэзия). – Режим доступа: . http://rupoem.ru/evtushenko/lyudej-neinteresnyx-v.aspx.

2.      Маленький принц Экзюпери — гид в Звёздную Страну. – Режим доступа: . https://www.planet-kob.ru/articles/4907.

Приложение

Рекомендации к проведению беседы

Круг – символ вечности, гармонии, миропорядка. И для того, чтобы каждый участник беседы чувствовал свою значимость и сопричастность, мы предлагаем организовать для ребят круглый стол. Такое явление, как круглый стол, – не просто обозначение процесса. Это равноправный способ общения, который, по легендам, основал фольклорный герой король Артур. Для легкой и непринужденной атмосферы можно включить музыку «Звуки природы», сделать приглушенный, неяркий свет и, самое главное, стать для детей источником жизнелюбия и хорошего настроения.

В ходе беседы мы будем обращаться к следующим книгам:

·         «Маленький принц», автор Антуан де Сент-Экзюпери;

·         «Вино из одуванчиков», автор Рэй Дуглас Брэдбери;

·         « «Поллианна», автор Элинор Портер;

·         «Цветик-семицветик», автор Валентин Катаев.

К стихотворению Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».

 


Уполномоченный
по правам ребенка

Болдырева
Нина Николаевна





Горячая линия

(8442) 30-84-64

Сообщайте нам
о фактах нарушения
прав детей


Контакты


Фотогалерея