Рекомендации детского телефона доверия родителям по предотвращению буллинга в детской среде

26.11.2021

Рекомендации детского телефона доверия родителям по предотвращению буллинга в детской среде
 Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления.
Причины возникновения буллинга
 В первую очередь это следствие домашних унижений, насилия в семье, отсутствия доверительных взаимоотношений и поддержки со стороны родителей.
 Микроклимат в учебном заведении
Поведение жертвы определяется по следующим показателям
 Его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
 На уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
 Во время перемены в столовой держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
 Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
 На других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
 Хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
 Опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
 Во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
 Его никогда не приглашают на праздники одноклассников.
Роли в буллинге
 Агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву;
 Жертва – человек, который подвергается агрессии;
 Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить его от агрессии;
 Сторонник – человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им;
 Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательствах, но соблюдающий нейтралитет.
Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие
 Физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих сверстников;
 Особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны, имеют низкое самоуважение;
 Особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
 Неразвитые социальные навыки – часто не имеют одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
 Страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию;
 Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
 Болезни – эпилепсия, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушение речи – дислалия (косноязычие), дисграфия – нарушение письменной речи, дислексия – нарушение чтения, дискалькулия – нарушение способности к счету и т.д.;
 Низкий интеллект и трудности в обучении.
Типичные личностные особенности учащихся, склонных становится булли (агрессором)
 Испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
 Импульсивны и легко приходят в ярость;
 Часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
 Не испытывают сочувствия к своим жертвам;
 Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
 Дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи –запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
 Дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
Последствия травли для детей
 влияет на формирование самооценки ребенка;
 его коммуникативные возможности;
 мотивацию к развитию и достижениям;
 нарушение доверия к окружающему миру;
 формируется склонность к виктимности.
Актуальные последствия травли для детей:
 Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги;
 Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита, головные боли, повышение t;
 Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти;
 Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости;
 Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.;
 Суицидные мысли и попытки.
Профилактика и предотвращение буллинга: превентивные меры.
 Единые для школы правила в отношении буллинга, четкий алгоритм реагирования.
 Проведение классных часов (правила поведения, навыки взаимодействия, общее дело) и родительских собраний по теме буллинга + семейные ценности (ДТД).
 Создание службы примирения, номера телефонов доверия.
 Использование анонимных опросников, интерактивные игры по ролям, сценки.
Профилактика и предотвращение буллинга: разрешение ситуации.
 Оказание психологической помощи всем участникам буллинга:
 Жертве: повышение самооценки («Упражнение «Мои достижения»), тренинги уверенного поведения, условия для самопрезентации.
 Агрессору: проработка цели, позитивная форма реализации, позиционирования.
 Защитникам: правовые основы, поддержка.
 Сторонникам и наблюдателям: категория «добра» и «зла», осознание «своего места».
 Родителям всех категорий: семейные ценности, границы и правила поведения, модели реагирования.
 Система помощи: психологи, детский телефон доверия 8 800 2000 122, служба примирения, уполномоченный по правам ребенка.
Условия отсутствия буллинга
 пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников; пресекать любые пренебрежительные замечания;
 · если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете;
 · помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;
 · необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;
 · следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники;
 · разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся
 1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков (психологи ОУ, классные руководители);
 3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
 4. Формировать:
 · навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
 · навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
 · навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; самоподдержки и взаимоподдержки;
 навыки бесконфликтного и эффективного общения.
8 800 2000 122 – детский телефон доверия
 Ты не один!
 Ты просто
 Позвони!
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
Скажите ребенку:
 Я в тебя верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой);
 Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства);
 Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в той или иной момент взросления);
 Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой);
 Я люблю (уважаю, ценю) тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Как родители могут предотвратить кибернасилие?
• Никогда не оставлять ребенка без внимания и прислушиваться к его жалобам и желанию обсудить какую-то проблему
• Всегда следите за поведением ребенка и обращайте внимание при изменении характера поведения (замкнутость, плаксивость, раздражение, агрессия и т.д.), особенно при использовании электронных средств общения.
• Создайте собственные (семейные) правила поведения онлайн, включая всех членов семьи
• Постоянно объясняйте ребенку, что вы не против его пользования интернетом и мобильным телефоном, но в случае получения им сообщений или звонков, которые вызывают у него негативную реакцию, поощряйте его сообщить вам об этом.
• Обсудите с ребенком заблаговременно, как он должен реагировать и что он может предпринять в случае кибернасилия. Поощряйте его инициативу в создании сценария решении проблемы.
• Создавайте вебстраницы, онлайн профили, электронную почту вместе с ребенком.
• Поддерживайте контакт с ребенком онлайн, особенно в социальных сетях, интересуйтесь содержимым его страниц, контингентом его онлайн контактов.
• Учите ребенка хранить информацию (электронные письма, сообщения, историю разговора в чате или на форуме, фотографии), использующуюся для унижения, оскорбления и запугивания другим человеком.
• Учите ребенка извиняться за поведение, которое может обидеть другого человека и нанести ему моральный ущерб.
• Всегда сообщайте о случае кибернасилия учителям и провайдерам интернета или мобильной связи. Во многих школах имеется соответствующая инструкция (кодекс) принятия мер против кибернасилия.
• Изучите источники информации о кибернасилии (онлайн, школа, общественные, государственные и социальные организации), существующие стратегии помощи при возникновении кибернасилия
• Изучите и используйте компьютерные программы и электронные приложения, которые могут помочь в предупреждении кибернасилия.
• Обсуждайте тему кибернасилия с другими родителями и делитесь своими знаниями и опытом.
8 800 2000 122 – детский телефон доверия всегда открыт и доступен для детей, подростков и их родителей, здесь вы всегда можете в анонимном режиме рассказать о волнующих вас проблемах, включая кибербуллинг, вместе с психологом понять причины возникшей ситуации и поискать выход.
Мы сможем избежать буллинга или кибернасилия, если:
1. Подросток знает, т.е. информирован об опасности, подстерегающей его и не только в Интернете.
2. Подросток знает, что он любим и им дорожат, и всегда придут ему на помощь.
3. Подросток должен быть реализован как личность в жизни, школе, семье – уважение, принятие, поддержка, признание его усилий, а не только достижений, позволит ему радоваться жизни и не искать «приключений» в сети.


Презентация


Возврат к списку


Уполномоченный
по правам ребенка

Болдырева
Нина Николаевна






(8442) 30-84-64

Сообщайте нам
о фактах нарушения
прав детей


Контакты


Фотогалерея