Помощь подросткам 24/7. Как работает детский телефон доверия?

23.06.2021

Бесплатный номер 8-800-2000-122 знают многие волгоградские школьники и их родители. За 11 лет работы в нашем регионе на него поступило почти 126 тысяч звонков. Более 107 тысяч из общего числа обратившихся были дети.

Ты не один
Вопросы, с которыми они обращаются, самые разные – конфликты со сверстниками, братьями и сёстрами, с родителями, учителями. А ещё – несправедливость мира, нарушение их прав или неразделённая любовь.

Бывает и так, что ребёнку просто страшно находиться дома одному, или сдавать экзамен, или признаться в чём-то родителям. Справиться детям со всеми трудностями, а порой и со шквалом эмоций, помогают профессиональные психологи телефона доверия. Они работают с каждым обратившимся.
Конфиденциальность и анонимность – два основных принципа работы службы, на них и строится доверие. И ещё телефон бесплатный.

Большая часть звонков от детей поступает в учебное время – на перемене или по дороге из школы. Ребёнку проще рассказать о своей проблеме постороннему человеку, спросить, как поступить в той или иной ситуации, почувствовать, что он не один, ему помогут.

Волгоград стал одним из первых российских регионов, где заработал телефон доверия для детей и подростков «Ты не один!». Одним из направлений работы является профилактика жестокого обращения с детьми. По этой проблематике за всё время работы детского телефона доверия поступило 518 звонков.

– Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми: физическое, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка, сексуальное насилие, – объясняет начальник отдела экстренной психологической помощи «Областного центра развития и контроля качества социальных услуг» Наталья Миронова. – В нашей службе детского телефона доверия особое внимание уделяется обращениям, требующим защиты прав ребёнка.

Чаще всего о жестокости по отношению к детям сообщают третьи лица – соседи, педагоги, родственники. Право каждого звонящего – сохранять анонимность, и только если человек заинтересован в сотрудничестве, обращение переводится в категорию информативного звонка, а затем на уровень межведомственного взаимодействия.

60 на 40
Служба экстренной психологической помощи обращается в отделы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, отделы образования, социальные учреждения того района, из которого был сделан звонок, чтобы проверить информацию.

– 60% звонков подтверждается, в 40% случаях на месте специалисты видят прямо противоположную картину, – говорит Наталья Миронова. – В последних случаях жалоба звонившего – это, как правило, не что иное, как попытки свести счёты с бывшим супругом, родственником или соседом.

Например, к нам поступил сигнал из одного поселения Волгоградской области. Мужчина сообщил, что его бывшая супруга бросила ребёнка на престарелую бабушку, а сама укатила в Москву развлекаться. Ребёнком не занимается.

Оказалось, что мама одна содержит ребёнка, а звонивший отец давно не платит алиментов. Из-за того, что работы в посёлке нет, молодая женщина вынуждена была уехать на заработки. За девочкой смотрит далеко не престарелая, а ещё молодая и активная бабушка, она водит ребёнка в школу, на кружки. Мама регулярно приезжает домой. Когда всё это выяснилось, вопрос о жестоком обращении был снят.

Бывает и так, что с жалобой обращаются родители, лишённые прав на детей или ограниченные в них. Они спешат сообщить, что опекун неправильно ведёт себя по отношению к их ребёнку, и жаждут его наказания. Но и здесь специалисты, разобравшись в ситуации, снимают вопрос о нарушении прав ребёнка.

Число звонков не ограничено
Но бывает и так, что звонящий сохраняет анонимность, и тогда психолог-консультант вместе с ним отрабатывает возможные варианты разрешения сложившейся ситуации.

Например, в работе специалистов был случай, когда позвонила родная тётя ребёнка и сообщила, что её сестра плохо обращается со своей дочерью — постоянно кричит на неё, распускает руки. Ребёнок на грани срыва и в любой момент может уйти из дома. Но сдавать свою сестру женщина не хочет, она просит помощи, совета, как ей лучше поступить. И психолог отрабатывал эту проблему, исходя из той информации, которая у него имелась.

Выясняется, что воздействовать на сестру звонившая женщина не может, у них давно нет взаимопонимания. Возможно, это может сделать брат, но нет уверенности, что его послушают. «Вот если бы кто-то пришёл и строго ей сказал, чем грозит такое отношение к ребёнку!» – во время разговора выпалила звонившая. Психолог стала предлагать варианты, кто бы это мог быть. И когда прозвучало слово «участковый», женщина воскликнула: «Точно! Вот он-то мне и нужен!». И собралась к нему идти.

В ходе разговора, неважно, ребёнок или взрослый на том конце провода, психологи всегда напоминают: если проблему с первого раза не удалось разрешить, можно звонить снова. И число этих звонков не ограничено.

– Нам важно отработать лю­бой конфликт, спор, чтобы они не привели к жестокому обращению, – объясняет Наталья Миронова. – Многие детские звонки всё же находятся в плоскости взаимоотношений с родителями, непонимания, возникающего между поколениями. И тут задача психолога не просто поддержать ребёнка, но и помочь ему понять родителя, разобраться, где не прав сам ребёнок, как ему нужно выстроить свою линию поведения.

«Разве она может так поступать?»
Многие подростки сегодня подкованы в своих правах. Например, звонит на телефон доверия девочка и жалуется, что мама её разбудила в пять часов утра и заставила помыть посуду. «Скажите, она имеет на это право?» – задаёт вопрос девочка.

В разговоре выясняется, что мама попросила её вымыть посуду вечером. Но та заболталась с подружками и засиделась в соцсетях, напрочь забыв об обещании. А мама пришла с ночной смены и, увидев полную раковину посуды, разбудила дочь и заставила навести порядок.

Психолог уточняет у ребёнка, что ею было дано обещание помыть посуду, всё верно? Маме нужно помогать, ведь она много работает? И с этим ребёнок согласен. «Как ты думаешь, маму стоит наказать? И как?» На это девочка сразу отвечает: «Нет, я совсем не хочу маму наказывать!»

Психолог подвёл ребёнка к тому, что взаимное непонимание привело к ссоре, но это легко исправить. Достаточно извиниться, держать своё слово и быть внимательными друг к другу.

Часто приходится разбирать ситуации, когда дети жалуются, что их лишили компьютера или какого-то гаджета. Чаще всего причиной такого наказания становится небрежное отношение к учёбе: не сдал зачёт, не выполнил реферат, в четверти выходит двойка.

Но запрет вызывает у ребёнка бурю эмоций, требование немедленного прекращения несправедливости. «Тут приходится говорить с ним, объяснять соответствие степени проступка и наказания, – говорит Ната­лья Миронова. – Психолог спра­шивает: «Если ты начнёшь заниматься, напишешь реферат или пересдашь зачёт, родители вернут тебе гаджет?» Как правило, ребёнок соглашается, что именно так и будет. Психолог помогает настроить ребёнка на работу, выработать план действий».

Кстати, звонят на детский телефон доверия и родители. Часто они растеряны: «Ребёнок вырос, и у него уже есть свои желания, устремления» – или обижены: «Я всё для него делаю, а он меня не слушается». Получая консультацию у психолога, они узнают, как общаться с ребёнком в зависимости от возраста, как помочь детям усвоить нормы поведения, не прибегая к насилию, что допустимо, а что нет в правильном воспитании, как научиться строить доверительные отношения, оказывать помощь и поддержку, не прибегая к давлению.

Важно!
Где искать номер детского телефона доверия:

Номер детского телефона доверия размещён на окнах учреждений образования, соцзащиты и здравоохранения (1274 указателя), на общественном транспорте, на школьных автобусах.
Ежегодно в регионе проходит Всероссийская акция «Минута телефона доверия» – дети записывают номер 8-800-2000-122 в дневники и мобильные телефоны.
Детский телефон доверия гарантирует анонимность и конфиденциальность:

психологи не видят, как вы выглядите;
не могут узнать ваш номер телефона и место, откуда вы звоните, так как номера не определяются;
знают о вас только с ваших слов, можно не сообщать свои данные и представиться любым именем;
не просят информации о родителях, школе, друзьях;
не будут передавать информацию третьим лицам, социальным службам. Звонки не записываются и не прослушиваются;
специалисты меняются, и если вы позвоните несколько раз, то будете общаться с разными людьми.


Полезно знать

Детский телефон доверия: 8-800-2000-122.
Уполномоченный по правам ребёнка в Волгоградской области: 8 (8442) 30-84-64.
Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: 8 (8442) 30-86-17.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгограда: 8 (8442) 30-14-10.
Материал подготовлен в рамках проекта «Защитить, сохранить, приумножить»

Источник: https://vlg.aif.ru/society/details/pomoshch_podrostkam_24_7_kak_rabotaet_detskiy_telefon_doveriya


Возврат к списку


Уполномоченный
по правам ребенка

Болдырева
Нина Николаевна






(8442) 30-84-64

Сообщайте нам
о фактах нарушения
прав детей


Контакты


Фотогалерея