Здравствуй, лето!

Скачать  

Здравствуй, лето!

Сценарий мероприятия для детей 6-11 лет

(разработан в рамках акции уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области «Добрая вода» по профилактике опасного поведения детей на водоемах Волгоградской области)

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вот уже на протяжении нескольких встреч мы говорим с вами о воде, и, главное, о том, что нужно делать, чтобы вода из доброго, ласкового друга не превратилась в злого врага.

На прошлых занятиях мы изучили правила безопасного поведения на водоемах в осенний, зимний и весенний периоды. Сегодня поговорим о безопасном поведении на воде летом. Вы любите лето? Почему?

(ответы детей: летом тепло, ярко светит солнышко, можно отдыхать на свежем воздухе, загорать и купаться в водоемах)

Ведущий: Действительно, совсем скоро наступит лето, а вместе с ним долгожданные каникулы – время отдыха и развлечений, время пополнения сил и здоровья. Согласитесь, приятно солнечный, жаркий, летний день провести у реки, озера или моря, поплескаться, поплавать и позагорать на теплом песочке.

Сколько песен, стихотворений написано об этом замечательном времени, беззаботной летней поре, об отдыхе на воде! Вот послушайте!


Ура! Ура! Ура!
Прекрасная пора,
Когда приходит лето

И стоит жара.
Я в погожие денёчки
Не люблю сидеть в тенёчке…
…Я купаюсь, я купаюсь,
И ныряю, и плескаюсь,
Вот немного отдохну –
И всё заново начну!

Е. Панкратова

Солнце светит, солнце жарит,
Не укрыться и в тени.
Кто работою не занят –

У реки проводят дни.
В ней прохлада, в ней спасенье,
Неохота вылезать,
Да и лучше развлеченья
В целом мире не сыскать.
Можно плавать и плескаться,
Кувыркаться и нырять,
В речке в мячик наиграться
И у речки загорать.
Крики, хохот и веселье –
Слышно даже вдалеке –
От рассвета до заката
Раздаются на реке!

И. Авенберг

Ведущий: Ребята, вы любите купаться? А умеете плавать?

(ответы детей)

Ведущий: Немного умеете? Что ж, это хорошо! Умение плавать, держаться на воде необходимо каждому человеку. Еще в древности люди, например, древние греки, считали, что нужно ребенка научить плавать раньше, чем ходить. И это правильно! В мире вода каждый год уносит около 300 тысяч человеческих жизней, а в России от 15 до 20 тысяч человек, из которых от 2,5 до 3 тысяч – дети.

Конечно, никто не представляет себе летнюю жизнь без плавания, а уж дети в особенности, и каждый старается не думать о плохом, но, к сожалению, не все осознают, что для того, чтобы не испортить себе отдых, необходимо соблюдать определенные правила безопасного поведения на воде. Эти правила появились еще в XIX веке, когда в 1872 году в России было организовано Общество спасения на водах. Только с тех далеких пор почему-то далеко не все следуют правилам безопасности. А ведь зачастую от соблюдения этих правил зависят жизнь и здоровье людей. Подскажите, какие правила поведения у водоемов летом знаете вы?

(ответы детей)

Ведущий: Молодцы! Вы знаете многие правила, но давайте по порядку.

Первое и главное правило для детей вашего возраста:

Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых, например папы, мамы или старшего брата. Как вы думаете, почему?

(ответы детей: под присмотром взрослых с детьми не случится беда)

Правило два: Нельзя купаться в незнакомом месте. Дно реки может таить в себе много опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, об которые можно порезаться, глубокие ямы. Водоем может быть загрязнен, и микробы, попавшие на кожу, в рот или нос, могут вызвать серьезное заболевание.

Третье правило: Нельзя нырять в незнакомых местах, особенно там, где не видно дна. Можно попасть на камни или другие опасные предметы в воде. Можно запутаться в рыболовных сетях, зарослях водных растений (кувшинок, водорослей).

Ведущий, подытоживая ответы детей: Кто знает, что нужно делать, если вы запутались в водорослях?

(ответы детей)

Ведущий: Действительно, часто встречаются заросшие, плохо очищенные от водорослей водоемы: пруды, озера, реки. Это очень опасные места купания. Как только почувствуете, что к ногам начали липнуть водоросли и мешают плыть – не останавливайтесь и не барахтайтесь на месте. Беспорядочно перебирая ногами, вы запутаетесь еще больше.

  * Резко отталкивайтесь обеими ногами, стараясь освободиться.

  * Если сразу это сделать не удалось, трите поочередно одной ногой о другую, скатывая с них водоросли.

  * Не ныряйте, иначе водоросли могут опутать шею.

  * Освободившись, плывите осторожно, стараясь меньше шевелить ногами, пока не минуете опасного места.

Запомните еще одно правило: На больших водоемах – на море, широких реках, озерах – можно купаться в строго отведенных местах, ограниченных буйками (поплавками-ограничителями).

Ведущий: Помните, что ни в коем случае нельзя заплывать за буйки! Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

Ведущий: Правильно, заплыв слишком далеко, вы можете устать, а после запаниковать и пойти ко дну. А еще есть риск попасть под проплывающие мимо суда. Течение, которое возникает возле идущего судна, засасывает к нему и под него. Приближение к судну очень опасно и влечет за собой получение различного рода травм.

 

Ведущий: К счастью, не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоема, но и люди специальных профессий – водолазы, спасатели, которые работают на специально оборудованных пляжах.

 

Вот послушайте стихотворение «Рассказ водолаза»:

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз…

Спас он двести сорок взрослых

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

«Если кто-нибудь утонет –

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке –

Хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки…

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят…

В общем, я скажу всем так,

Что купанье – не пустяк!»

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.

[3].

Ведущий: Глеб Иванович прав. Купанье на водоемах – не пустяк, и шалости на воде недопустимы – игры и шутки здесь тоже должны быть безопасными. Например:

* Нельзя дергать друг друга за ноги и руки, нельзя топить даже в шутку и ради забавы.

* Недопустимы игры с удержанием «противника» под водой, потому, что он может захлебнуться. Вы должны знать, ребята, что достаточно 10 секунд, чтобы легкие человека полностью наполнились водой и тогда спасти человека уже не смогут даже обученные спасатели.

* Игры в «морские бои» на лодках, как и раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт опасны тем, что судно может перевернуться.

* Нельзя плавать на самодельных плотах и других плавательных средствах (надувные круги, матрасы, автомобильные шины и др.) без сопровождения и разрешения взрослых.

Тем более нельзя плавать на совершенно непригодных для этого предметах. В Англии, например, проводятся шуточные соревнования: кто переплывет через Ла-Манш на каком-либо странном предмете. И на чем только не плавают: на корыте, на столе и даже в тазике. И, несмотря на то, что пролив пытаются переплыть подготовленные люди, причем в обязательном сопровождении наблюдателей и спасателей, очень мало кому это удается. Чаще получается так, как описано в шутливом стихотворении С. Я. Маршака:

 

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

 

Ведущий: Ребята, чему нас учит это стихотворение?

(ответы детей: Нельзя плавать на предметах, не предназначенных для этого).

Ведущий: Правильно. Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось несчастье. Но если все-таки что-то произошло, и на ваших глазах кто-то тонет, не стоит сломя голову бросаться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому. Ну, а что же тогда делать? Вот послушайте:

 

Если в речке тонет друг,

Если он идет на дно,     

Кинь ему веревку, круг,

Палку, мяч или бревно.

[3].

А что же надо делать в первую очередь?

(ответы детей: Сразу надо кричать: «Человек тонет!» – чтобы привлечь внимание взрослых. Кинуть тонущему какой-либо предмет, который до него долетит и поможет удержаться на поверхности воды).

Ведущий: Молодцы! Все правильно. Если возможно, то надо помочь человеку. Но помните, если вы плохо плаваете, не уверены в своих силах, то не заходите в воду. Иначе спасать придется уже двоих.

 

Ведущий: Но вам не придется рисковать своей жизнью, если вы купаетесь в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях, где за вами наблюдают специально обученные люди и есть все средства для спасения и оказания первой помощи. Ребята, помните: 80 процентов несчастных случаев происходит в местах, не предназначенных для плавания.

 

Заключение

Ведущий: Итак, друзья, подведем итоги. Сегодня мы говорили о правилах поведения на воде в летний период, о том, как не превратить отдых на воде в трагедию. Послушайте напоследок еще одно стихотворение «Чудаки» и скажите, что его герои делали не так?

У большой и глубокой реки

Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они за фарватер,
В незнакомых ныряли местах
На непрочных катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки...
Больше нет чудаков у реки!

[3].

 

Ведущий: Какие ошибки допустили чудаки? Чем закончился их отдых у воды?

(ответы детей: Они нарушили правила безопасности и утонули).

Ведущий: Чтобы вас не постигла та же участь, надо соблюдать правила безопасного поведения на воде в летний период, во время долгожданных каникул. Возьмите, пожалуйста, памятки «Правила безопасного поведения на воде летом», и, главное, выполняйте эти правила. Удачных вам каникул и приятного отдыха летом. До свидания, берегите свою жизнь.

Приложение

 

Памятка «Правила безопасного поведения на воде летом»:

1.     Купайся только в специально оборудованных местах (пляжах, бассейнах, купальнях).

2.     Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.

3.     Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).

4.     Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).

5.     Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.

6.     Не ныряй в незнакомых местах.

7.     Не заплывай за буйки.

8.     Не подплывай близко к судам.

9.     Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.

10. Не заплывай далеко на надувных предметах.

11. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.

Не подвергай свою жизнь опасности!

 

Список литературы

 

1. Гладкова, А. Вода – это жизнь / А. Н. Гладкова // Открытый урок. Методики сценарии примеры. – 2013. – №3. – С.78 - 82.

2. Моисеева, А. Вода вокруг нас / А.И. Моисеева // Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №4. – С. 60 -61.

3. Правила поведения на воде: классный час. – Режим доступа:  https://infourok.ru/klassniy-chas-pravila-povedeniya-na-vode-938484.html.

4. Соловьева, И. День волшебной воды: беседа / И. Соловьева // Книжки, нотки, игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №4. – С. 57 -60.

5. Хлупкина, Л. Речки, реки и моря на земле живут не зря / Л.А. Хлупкина // Читаем, учимся, играем. – 2002. – №1. – С. 72 -74.

 

Составитель

Краснова Марина Викторовна, заведующая сектором читального зала отдела обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов ВОДБ.

 


Уполномоченный
по правам ребенка

Болдырева
Нина Николаевна





Горячая линия

(8442) 30-84-64

Сообщайте нам
о фактах нарушения
прав детей


Контакты


Фотогалерея